Когда речь идёт о домашнем кинотеатре с проектором, основное внимание, конечно, уделяется проектору. Затем обычно встаёт вопрос выбора акустики, ресивера, плеера и т.д. И довольно часто выбор экрана откладывается на потом, вплоть до того, чтобы «посмотреть первое время на обоях» или «натянуть простыню». Однако относиться к выбору экрана нужно не менее тщательно, чем к выбору других частей ДК.

В большинстве случаев домашний кинотеатр, в угоду дизайну, встраивается в существующий интерьер.

Переотражения и засветка

В таких помещениях очень сложно получить изображение с хорошим контрастом. Яркость и насыщенность изображения напрямую зависит от качества затемнения и отсутствия засветки. В помещениях, изобилующих светлыми поверхностями, чёрный будет серым за счёт переотражений: свет, отраженный от экрана, попадает на светлые поверхности комнаты, отражается от них и опять попадает на экран, засвечивая изображение.

Для того чтобы углубить темные тона изображения, были сконструированы поверхности серого цвета. Задача не из простых – нужно добиться того, чтобы паразитная засветка поглощалась полотном, а свет от проектора отражался к зрителю. Выход был найден в комбинации серого поглощающего пигмента и отражающих микроэлементов на основе стекла или алюминиевой пудры. На таком экране изображение смотрится очень контрастно. В особенности такие поверхности можно рекомендовать владельцам проекторов с высокой яркостью. Серые экраны отражают меньше света в стороны (на стены, потолок и пол), а переотраженный свет хорошо блокируют. Это хорошо видно на диаграммах усиления экранов MW и HCG:

Gain Chart: MW

Gain Chart: HCG

Так же из диаграммы видно, что для серого полотна наиболее важно – чтобы стена напротив экрана как можно меньше отражала свет, потому что блокировать перпендикулярный свет полотно не сможет.

Стоит также сказать, что глаз воспринимает не абсолютный диапазон яркости, а перепад между наиболее ярким и наиболее темным участками изображения. За счёт этого, понижение общей яркости на сером полотне не является критичным и невооруженным взглядом практически не заметно.

От теории – к практике

Для того, чтобы протестировать экраны с белым (MW) и серым (HCG) полотнами, был взят обчный MW экран 92". Перед ним был закреплён экран Cinemax Solid 92" HCG. Комната с матовыми тёмными обоями, матовым серым полом и белым матовым потолком. Проектор Benq W1070 в эко-режиме, проекционное расстояние 2,6 м. Фото делалось на зеркальную фотокамеру с выставленными вручную настройками диафрагмы F6.3 и выдержки 1 сек.

Фильм ставился на паузу, фотографировался экран MW, затем перед ним опускался экран HCG, снова фотографировался.

При обработке фото, сначала обрабатывался снимок с полотном MW: подбирались параметры изображения (баланс белого, яркость, контраст и т.д.) так, чтобы изображение было максимально приближено к тому, что приходилось наблюдать во время просмотра. Затем настройки копировались на фото с полотном HCG. Таким образом, были достигнуты наиболее точные результаты тестирования. На фото ниже изображение именно такое, каким оно было при просмотре на белом и сером экранах соответственно.







За счёт свойств серого экрана, поглощается значительная часть переотраженного света. Особенно хорошо это заметно на светлых сценах.

В темных сценах ситуация не так однозначна:







Так же следует обратить внимание на небольшое искажение цветов серым экраном:

Субъективно, на сером экране изображение намного контрастнее, а чёрный цвет в светлых сценах намного более чёрный. Яркости хватает даже в эко-режиме, хотя диагональ экрана и не такая большая (92 дюйма). Искажение цветов при просмотре не ощущается. Не хочется давать каких-то рекомендаций, потому что, хотя тест и объективный, он является лишь частный случаем. Но в данном конкретном случае использование серого (HCG) экрана наиболее оправдано.

Подготовка помещения

Тема подготовки помещения заслуживает отдельной статьи, но нельзя не затронуть её, говоря о правильном выборе экрана. Как уже сказано выше, идеальное помещение – это чёрные матовые стены пол и потолок, с коэффициентом отражения, стремящимся к нулю. В таком помещении нужно использовать белое полотно (MW), так как оно, в отсутствие переотражений, будет наиболее точно передавать цвета и иметь хороший уровень черного. Наиболее же сильное влияние на переотражения в неподготовленной комнате оказывают первые метр-полтора от экрана. И если позаботиться о затемнении этого участка, то удастся избавиться от большей части переотражений и получить достойный уровень чёрного даже на белом полотне.

Вывод

Использование проектора в жилом помещении – это всегда поиск компромиссов. Серый экран поможет сохранить хороший контраст и уровень черного в светлой неподготовленной комнате, но так же серый экран имеет недостатки, на которые стоит обратить внимание: искажение цветов, понижение яркости. Следует учитывать яркость проектора, диагональ экрана, проекционное расстояние, наличие светоотражающих поверхностей в интерьере. Только приняв во внимание все факторы, можно сделать правильный выбор. Большой выбор экранов с серым полотном (HCG) можно найти в нашем каталоге.



Автор: https://pandatrade.ru/articles/vybor-ekrana-dlja-proektora/vybiraem-pokrytie-polotna-mw-ili-hcg.html