Сенсорный – (от лат. сsensus – «ощущение», «чувство») означает относящийся к чувственному восприятию, ощущениям. Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.

Давайте разберёмся всё же: "Что такое Сенсорная комната? Для чего она предназначена?"

Наши специалисты компании "Умная Школа" изучили множество материалов, которые сейчас представленны во всех бумажных и цифровых источниках. И собрав всё воедино, представляем вашему вниманию. 

В сенсорной комнате с помощью различных элементов создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению тёплого контакта между специалистом и человеком. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Не зря сенсорную комнату называют "комната-доктор".

 

   

Показаниями к занятиям в сенсорной комнате могут служить:

 неврозоподобные состояния,

адаптационные расстройства,

нарушения в эмоциональной сфере (страхи, замкнутость),

психосоматические заболевания,

стресс, депрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение,

мышечное напряжение,

нарушения в сфере поведения (агрессивное поведение),

синдром гиперактивности и дефицита внимания,

ослабление сенсорных функций (зрение, слух, осязание),

задержка речевого и психомоторного развития,

резидуально-органические поражения ЦНС,

нарушения двигательных функций,

легкие формы аутизма,

энурез и энкопрез,

нервный тик,

заикание.

 

В образовательных учреждениях сенсорная комната используется для:

  • для педагогической коррекции детей ;
  • коррекции игровой деятельности ;
  • для решения школьных проблем (снятие стрессов, коррекция психических процессов и др.).
  • реабилитации детей с повышенной агрессивностью и аномальным поведением;
  • для снятия нервно - психического напряжения сотрудников (педагогов и других специалистов).

 

Противопоказания и ограничения для использования сенсорной комнаты

глубокая умственная отсталость,

эпилепсия,

инфекционные заболевания.

Ограничение – гиперактивность и различные психоневрологические заболевания, лечение которых осуществляется с применением психотропных препаратов.

 

Основными направлениями деятельности сенсорной комнаты являются:

 

  • Релаксация (от лат. relахаtiо - уменьшение напряжения, ослабление) — состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта следствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
  • Визуализация — свойство человеческого сознания, способного воспроизводить видимые и невидимые образы визуального (зрительного) ряда в своем сознании. По сути — картинки, которые наше сознание воспринимает как зрительный образ, или ощущение такого зрительного образа.
  • Сказкотерапия — направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, стать самими собой и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. 
  • Аутотренинг — один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга.

Сенсорную комнату в своей работе могут использовать логопеды, педагоги-психологи, коррекционные педагоги.

 

Оформление и оборудование сенсорной комнаты

В зависимости от требуемой направленности воздействия на центральную нервную систему (релаксация или активация) оборудование сенсорной комнаты можно условно разделить на три функциональных блока: релаксационный, активационный, общеоздоровительный блоки.

 

В релаксационный блок входят мягкие покрытия стен, пола и других поверхностей, маты или коврики, сухой интерактивный бассейн (мягкая емкость из матов с пластиковыми шариками), светильники, создающие мягкий рассеянный свет, игрушки (в том числе мягкие и с наполнителями в виде мелких и крупных шариков). Также расслаблению способствует наличие аромалампы или ароматических свечей, спокойной расслабляющей музыки или записи звуков природы.

 

 

Активационный блок включает все оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями, сенсорные панели и др. Можно также использовать и сухой бассейн с шариками для проведения активных подвижных игр.Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают атмосферу праздника.

Для усиления активационного воздействия к потолку подвешиваются различные подвижные конструкции – мобайлы. Они стимулируют у ребенка совершение различных действий: приближения, прикосновения, раскачивания, исследования.Для этого также используются световые и цветовые эффекты; звуки различной высоты и интенсивности, предметы, с которыми можно производить действия, способствующие развитию крупной и мелкой моторики.

Высокий уровень надежности оборудования и безопасность в обращении делают его незаменимым для проведения лечебных сеансов с детьми, у которых в силу различных причин имеет место сенсорная депривация. Кроме общеактивационного эффекта вышеперечисленное оборудование мультисенсорной комнаты позволяет проводить направленную стимуляцию нарушенных сенсорных и двигательных функций.

Общеоздоровительный блок состоит из набора мячей: гимнастических, массажных, мячей-гигантов, мячей с ручками, мягких модулей. Сюда же можно отнести увлажнитель воздуха, генератор запахов со звуками природы и ароматами, аппарат аэро-ионо-профилактики и другое оборудование.

 

Надеемся мы смогли сформировать общее мнение о строении сенсорной комнаты. В следующей статье вы сможете поближе познакомится с оборудованием для сенсорной комнаты.

 

 Продолжение во второй статье: "Что такое Сенсорная комната? Оборудование для сенсорных комнат"

Список литературы

  • Комната психологической разгрузки Сост. Горошенкова Н.В., - СПб, 2010.
  • Крютченко Ю. Комната хорошего настроения [Текст] : сенсорная комната, организация работы, игры и упражнения // Здоровье детей. – 2009. – № 15. – С. 33-37
  • "Сенсорная комната - волшенбый мир здоровья." Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Л. Жевнерова.
  • Сенсорные комнаты “Снузлин” (сборник статей и методические рекомендации. -М.: ООО Фирма “Вариант”, 2011.